Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ на данный момент дети с ОВЗ отсутствуют.
Нормативные акты международного и федерального значения
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
- Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
- Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Нормативные акты регионального значения
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 62 разработан Паспорт доступности.
Паспорт доступности объекта МБДОУ детский сад № 62
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Состояние и содержание территории, здания и помещений образовательной организации соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников.
Имеются помещения и необходимое оснащение для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В детском саду оснащены следующие помещения:
- методический кабинет ,
- кабинет музыкального руководителя и инструктора по физ.культуре;
- музыкальный зал (физкультурный) ,
- медицинский блок
На территории оборудована спортивная площадка с необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем, медицинский блок.
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) служат групповые ячейки и кабинеты специалистов.
В каждой группе, музыкально — физкультурном зале имеется здоровьесберегающее оборудование .
Оздоровительную, развивающую и воспитательную работу осуществляет необходимый (в расчете на количество воспитанников) состав специалистов: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинские работники.
Территория детского сада благоустроена: имеет все необходимое оборудование для прогулок воспитанников и озеленение.
Информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме:
— создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
— использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
— проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
— осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
— осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Информационные ресурсы
Компьютерами оснащены кабинеты: заведующего (с выходом в интернет), методический кабинет (с выходом в интернет), специалисты ДОУ(с выходом в интернет), 6 групповых ячеек (2 из них с выходом в интернет). Доступ воспитанников Учреждения к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям отсутствует.
Функциональное использование персональных компьтеров:
Заведующий: выход в Интернет, работа с отчетной документацией, электронной почтой.
Старший воспитатель: осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта; планирование и мониторинг образовательной деятельности; выход в Интернет. Проведение презентаций для всех участников образовательного процесса.
Педагоги ДОУ: работа с документацией, подготовка мультимедийных презентаций, консультаций и т.д; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта; планирование и мониторинг образовательной деятельности; выход в Интернет.
Описание оборудования и материально-технического обеспечения помещений МБДОУ детский сад № 62
Назначение |
Функциональное использование |
Оборудование |
|
1. Групповые помещения с отдельными спальнями (7 групп) |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) |
v Групповые помещения оснащены игровой мебелью отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников v Мебель по росту детей v Игровые пособия (игры, игрушки) v Дидактические пособия (наглядно-демонстрационный материал v Магнитофон (4) v Телевизор, ноутбук, принтер (6) v Световой стол для рисования песком (2) v Магнитная доска |
|
2. Музыкальный зал |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) |
v Музыкальный центр (1) v Мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран) v Стереосистема v Фортепиано v Подборка дисков с утренников v Музыкальные диски v Музыкальные инструменты для детей v Детские стульчики v Стулья для взрослых v Атрибуты к играм v Декорации и т.д. v Костюмы |
|
3. Физкультурный зал |
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений, игр. |
v Спортинвентарь v Магнитофон v Массажные дорожки v Сенсорные мячи v Детская беговая дорожка v Шведская стенка v Набивные мячи v Мягкие модули v Гимнастический набор для построения полосы препятствий и развития основных движений и другой спортивный инвентарь для проведения ОР |
|
4. Коридор и холлы детского сада |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественной) |
v Информационные стенды «Методический стенд» «Советы доктора» v «Островок безопасности» v «Безопасность на дороге» v «Выставка детских работ» |
|
5. Методический кабинет |
Информационное и методическое обеспечение образовательного процесса |
v Библиотека методической и детской литературы, периодики, нормативная документация. v Подборка обучающих презентаций для педагогов и детей v Дидактические пособия для занятий v Архив документации, v Шкаф книжный (7) v Стол рабочий v Принтер v Ноутбук v Мультимедийная система v МФУ |
|
6. Территория ДОО (7 прогулочных участков, спортивная площадка, метеостанция, огород, уголок леса) |
Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности |
v Игровое оборудование v Спортивные модули v Выносной материал. v Обучающие стенды |
|
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)